1 ноября стартует новый этап Data Matrix маркировки

По России шествует программа обязательной маркировки товаров. Основная задача программы – это очищение рынка продукции от фальсификации и контрафакта. И, как следствие, защита прав потребителей, а также поддержка честных производителей и продавцов.

Все подробности и разъяснения по данной теме в нашем канале на Яндекс Дзене. Информация будет интересна не только тем, кто непосредственно участвует в обороте бутилированной воды, но и потребителям — всем, кто покупает бутилированную воду.

Для всех, кто хочет и далее оставаться в информационном поле данной темы – мы продолжим раскрывать все её нюансы в статьях, собирая их в отдельную подборку Data Matrix на нашем Дзен-канале.

Что должны делать участники оборота маркированной бутилированной воды с 1 ноября

Основное ноябрьское нововведение – это электронный документооборот.

Производители (или импортёры), контрагенты (оптовики и дистрибьюторы) и предприятия розничной торговли обязаны посредством электронного документооборота передавать сведения об обороте товара (бутилированной минеральной и питьевой воды) в национальную систему маркировки «Честный ЗНАК»*.

Под электронными документами подразумеваются УПД – универсальные передаточные документы. Обмен УПД между контрагентами происходит при каждой смене собственника товара, сведения об этом передаются в «Честный ЗНАК».

УПД заверяется электронной подписью и считается юридическим документом.

Также участники оборота маркированной бутилированной воды должны подавать сведения в «Честный ЗНАК» о выводе товара из оборота не по причине продажи в розницу (истёк срок годности, порча, утрата и др.).

Посредством УПД ведётся объёмно-сортовой учёт продукции.

Административный кодекс и Уголовный кодекс РФ предусматривают очень серьёзные наказания для организаций и должностных лиц, ответственных за процесс обязательной маркировки товаров и уклоняющихся от выполнения обязательств (подробнее здесь).


Переходный период достаточно труден. Меняются алгоритмы работы. Не просто меняются, полностью «перекраиваются». Перестраиваются взаимодействия всех обеспечивающих документооборот структур. Документооборот становится электронным.

Мы на собственном опыте убедились, что процесс обязательной маркировки бутилированной воды страшен только в теории. Практика всё отточит и поставит на свои места. Поэтому и призываем своих коллег и партнёров, не затягивая и не дожидаясь критичных сроков, спокойно и поступательно продвигаться вперёд по пути цифровизации.


Для конечного потребителя обязательная маркировка товаров – это уникальная метка, нанесённая на единицу товара. Метка несет в себе идентификацию этого товара, информацию о пути его следования от производителя к тому самому конечному потребителю и дополнительные сведения о характеристиках товара.

Но обязательная маркировка – это ещё и огромный цифровой процесс, включающий электронный обмен документами, электронные цифровые подписи, системы учёта. А за этим стоят ведомства, компании-производители, компании-продавцы, компании сферы обслуживания и так далее и тому подобное, – иными словами: производители, продавцы, покупатели, контролеры, – все взаимосвязаны в цифровой информационной сети.

Хотим напомнить основную информацию:

1. Обязательная маркировка для минеральной и питьевой бутилированной воды вступила в силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 г. N 841 «Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды».

2. Обязательная маркировка для категории «Минеральная вода» стартовала 1 декабря 2021 года, остальные категории питьевых вод с 1 марта 2022 года.

3. Реализует эту программу «Честный ЗНАК» – Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике.

Data Matrix: Что собой представляет маркировка

Маркировка – это современная цифровая технология нанесения условных знаков на товар. Эти знаки идентифицируют его, несут в себе информацию о характеристиках и свойствах, помогают отследить движение товара до потребителя. Этот знак, или цифровой код, является уникальным, присущим только конкретному образцу конкретного продукта.

Знак является двумерным Data Matrix кодом.


Внешне знак Data Matrix очень напоминает уже привычный нам QR-код. Но это принципиально различные системы кодировки.

Контрольно-идентификационный знак размещается на упаковке, ярлыке, этикетке, прямо на товаре. Сам знак создаёт единый оператор маркировки – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

И, как уже говорилось, каждый знак уникален.

Этапы обязательной маркировки:

Первый этап уже заканчивается и 1-го ноября вступает в силу следующий

Что должно быть сделано в рамках первого этапа (кратко).

Производители и импортёры бутилированной минеральной и питьевой воды должны оснастить свой товар Data Matrix идентификаторами, которым в системе «Честного ЗНАКа» соответствуют карточки с описанием товара.


Все участники оборота минеральной и питьевой бутилированной воды:

1. Должны быть зарегистрированы на портале «Честный знак» – Национальной системе цифровой маркировки и прослеживания товаров, каждой организации при этом необходимо наличие электронной подписи;

2. Обязаны настроить электронный документооборот и проверить корректность прохождения документов между контрагентами.

Очередной этап маркировки – стартует 1 ноября 2022 года

Здесь уже и производитель (или имортёр), и конрагент (оптовик) подключены к ЭДО, у них есть электронные подписи, первые транзакции товара протестированы и отлажены.

Обращаем внимание! Что с 1-го ноября уже начинает работать вся система. Все тренировки позади. Поэтому всё электронное взаимодействие необходимо наладить до 1 ноября.

Смысл этого этапа в следующем:

При отгрузке партии маркированной бутилированной воды в адрес контрагента, права собственности на этот товар переходят к этому контрагенту. Сведения об этом формируются в электронном виде (в виде универсального передаточного документа – УПД) и отправляются в систему «Честный ЗНАК». И так далее по всем звеньям цепочки смены владельца товара.

С 1 марта 2023 года добавится следующий этап, касающийся розничной торговли

Это этап, показывающий завершение пути товарной единицы до конечного потребителя. Продавец (кассир) при розничной продаже будет обязан отсканировать цифровую Data Matrix кодировку специальным устройством – 2D-сканером штрихкодов – и отправить в систему «Честный ЗНАК» сведения о выбытии товара из оборота. Это будет происходить через онлайн-кассы и операторов фискальных данных.

*Про «Честный ЗНАК»

 «Честный ЗНАК» – Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике.

На сайте «Честного ЗНАКа» доступным и понятным языком даны все разъяснения для чего и почему нужна эта система маркировки. Подробности вы можете прочесть там. Некоторые вещи процитируем:

«Основная задача системы Честный ЗНАК — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции».

«Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код… покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара.

Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы Честный ЗНАК».

«Честный ЗНАК… поможет легко проверить легальность и узнать всю правду о товаре, чтобы покупать только проверенную и качественную продукцию для себя и близких. БЕЗ ПОДДЕЛОК!»

(сайт честный знак.рф раздел «О Честном ЗНАКе» – Национальная система маркировки)

Кстати, мобильное приложение «Честный ЗНАК» уже выпущено и его можно установить из Play marker или App Store прямо сейчас. Мы посвятили ему отдельную статью в своём Дзен-канале. Если интересно, вам сюда.

Загружайте, осваивайте и становитесь ответственным покупателем и гражданином))




Нажимая кнопку Отправить, вы подтверждаете, что даете согласие на обработку и передачу своих персональных данных администрации сайта в рамках «Политики конфиденциальности и защиты персональных данных» и Федерального Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) и получение ответа по телефону или электронной почте

В связи с внедрением проекта Маркировки, мы временно переходим в режим доставок «через день после заказа». Благодарим Вас за понимание и содействие!